Во времена хаотизации мира полезно сконцентрироваться на собственном развитии. Оставив в стороне афганские события и их (без сомнения) далеко идущие последствия, обратимся к наследию одного из выдающихся русских философов - Н.А.Бердяева. Одной из его последних книг была "Русская идея" (1946 г.). Бердяев полагал, что особенностью русского народа является совмещение в себе восточного и западного потока истории.
Это часто совмещает противоположности и ведет к противоречиям. Он не является ни чисто европейским, ни чисто азиатским народом. В самой основе лежат два противоположных начала: огромная стихия пространств и аскетическо-монашеское православие. В России не было резких социальных граней, она никогда не была страной аристократической и не стала буржуазной в западном понимании. Для русской истории характерна прерывность. Бердяев выделяет пять периодов: Россия киевская, Россия времен татарского ига, Россия московская, Россия петровская и Россия советская. При этом он предполагает, что будет ещё новая Россия. Бердяев считает, что русский народ во многом был «подавлен огромной тратой сил, которую требовали размеры русского государства». Огромный потенциал народа и есть залог его великого будущего. Динамизм русского народа обнаружился после его соприкосновения с Западом и петровских реформ. Основной духовной категорией является материнство: Христос- Царь Небесный, а на земле – Богородица-Заступница. Очень сильна мессианская идея, миссия России – быть носительницей и хранительницей истинного христианства, православия. Реформа Петра I была революцией сверху. Петр, по выражению Бердяева, был «большевиком на троне». Произошел разрыв между высшими руководящими слоями общества и народными массами, в которых сохранились старые традиции и религиозные верования. Весь петровский период был борьбой Запада и Востока в русской душе. Западная культура в России XVIII была поверхностным барским заимствованием и подражанием. Начало XIX века, Александровскую эпоху, автор полагает одним из самых интересных периодов петербургской России: эпоха масонских лож, Священного союза, Отечественной войны, декабристов, Пушкина. Русское дворянство в своем верхнем аристократическом слое создало первое освободительное движение в России. Для России характерно и очень отличает её от Запада то, что у нас не было и не будет значительной и влиятельной буржуазной идеологии. Русская литература носит моральный и скрытно-религиозный характер. Русская интеллигенция есть особое духовно-социальное образование, существующее лишь в России. Это идеалистический класс, готовый во имя своих идей в тюрьму и на казнь. При этом идеи от Гегеля до Маркса становились у них догмами и приобретали религиозный характер. Она жила в резком конфликте с государственной властью. Родоначальником русской интеллигенции был Радищев, для которого главным было не государство, а благо народа. Интеллигенция всегда стремилась выработать в себе целостное миросозерцание, в котором истина сочеталась бы со справедливостью. Поразительна двойственность немецкого влияния в России. Проникновение немцев в государственность было вредным, а влияние немецкой философии - в высшей степени плодотворным. В частности, из Гегеля было выведено примирение с действительностью ("Всё действительное разумно"), хотя Гегель решительно утверждал господство общего над частным, универсального над индивидуальным, общества над личностью. Русским людям всегда было свойственно чувство особенной судьбы России и её народа. Уже Одоевский обличал буржуазность Запада и иссякание духа. Русское мышление гораздо более тоталитарно и целостно в отличие от западного, более дифференцированного. Религиозная вера лежит в основе всякой цивилизации. Возникшая из насилия завоеваний государственность и рассудочная отвлеченность Римской католической церкви совершенно чужды православной Руси. Русские менее законники, чем западные люди, для них содержание важнее формы. Первым выразил протест против мещанства Запада ещё Герцен. Он увидел в Европе исчезновение личности, средневекового рыцаря заменил лавочник. Он писал, что в середине XIX века началось разложение Европы. Герцен верил, что русский мужик спасет мир от торжествующего мещанства, которое он видел у рабочих Европы. Первым о многообразии культур высказался Данилевский, позже это повторил Шпенглер. На Западе мысль и знание очень дифференцированы, все распределено по категориям. Русская религиозная философия предполагает соединение теоретического и практического разума, достижение целостности в познании, в ней нет рационалистической рассеченности. Философская мысль в России была религиозной, моральной и социальной: её центральной темой была судьба человека в обществе и истории. Человечность является одной из главных черт русского народа. Жалость к падшим, униженным и оскорбленным, сострадательность – очень русские черты. Христианский Запад истощил свои силы в разнообразной активности. В России раскрытие творческих сил человека в будущем. Социализм глубоко укоренен в русской природе, потому что русский народ не знал римских понятий о собственности. Все надеялись, что Россия избежит неправды и зла капитализма, минуя капиталистический период в экономическом развитии. Первоначально в русском социализме было решительное преобладание социального над политическим. Лишь с образованием Народной воли в конце 70-х годов XIX века движение стало политическим и перешло к террористической борьбе. Люди Запада уверены в священности и универсальности традиций греко-римской культуры, полагая весь остальной мир варварским. Русский народ есть народ конца исторического процесса, он стремится не к совершенной культуре, а к совершенной жизни. Тема о власти и оправданности государства является очень русской темой. Идеология анархизма была создана высшим слоем русского дворянства (Бакунин, Кропоткин, Толстой). Русские сильнее, чем западные люди, чувствуют зло и грех всякой власти, не любят государства и не склонны считать его своим. При этом любовь к вольности парадоксально сочетается с готовностью служить образованию огромной империи. В России никогда не было либеральной идеологии, вдохновлявшей и имевшей влияние. Русская свобода – это скорее анархизм, а не либерализм. Бакунин был категорическим противником всеобщего избирательного права и полагал, что наиболее силен правительственный деспотизм, опирающийся на мнимое представительство народа. Основной ошибкой непротивления злу насилием по Толстому Бердяев полагает отрицание факта того, что добро действует в тёмной и злой мировой среде, поэтому вынуждено действовать не прямолинейно и использовать злые средства. Истина часто опасна, поэтому вся общественная жизнь людей основана на полезной лжи. Прагматизм лжи - очень русское явление. Русский народ очень одаренный, но у него сравнительно слабый дар формы. Сильная стихия опрокидывает всякую форму, и на Западе это представляется варварством. Буржуазное общество боится устремленности к грядущему свету, противоречащему социально-устроительному характеру цивилизации. Это конец мира неправды и уродства и начало мира правды и красоты. У русских слабо иерархическое чувство, русский народ - наименее мещанский, наименее прикованный к ограниченным формам быта и наименее дорожащий установленными формами жизни, в нем всегда есть устремленность к чему-то бесконечному. Русская идея - невозможно индивидуальное спасение, все ответственны за всех. Русское мессианство не имеет ничего общего с замкнутым национализмом. Русская православная религиозность выработала тип русского человека: с его недовольством этим миром, с душевной мягкостью, с недовольством могуществом этого мира и устремленностью к миру иному. Россия несет всему миру братство людей и свободу духа. Великая русская духовная культура может быть свойственна только огромной стране, огромному народу. И во враждебном окружении Россия не могла не оформиться в иной форме, чем империя. Поэтому русский народ -колонизатор. Русские-максималисты, поэтому то, что в мире представляется утопией, в России наиболее реалистично. Революция в России могла быть только социалистической, потому что либеральное движение не имело опоры в народных массах и было лишено вдохновляющих идей. Марксизм есть совершенно неподходящая идея для революции в аграрной стране с отсталой промышленностью, но он был приспособлен к русским условиям и русифицирован. Мессианство пролетариата было отождествлено с русской мессианской идеей. Революция создала самое большое угнетение, но искренне верила, что это временное средство для достижения высшей цели. Русский коммунизм есть извращение русской мессианской идеи, это момент внутренней судьбы народа и должен быть изжит самим русским народом. В русском народе всегда было богатырское начало, русские искания всегда носят духовный характер. Русская идея есть идея соборности и братства людей и народов. Русские ищут не столько организованного общества, сколько общности и общения, у него есть большая цельность. Русским чужда мистика расы и крови, но очень близка мистика земли. Русский народ устремлен к Граду Грядущему, связанному с огромной русской землей, и она в него войдет. Для этого необходимо пережить эпоху, в которой будет новое откровение об обществе. Комментарий автора: Книга содержит подробный анализ развития русской философской мысли в трудах Радищева, Чернышевского, Достоевского, Герцена, Вл. Соловьева, Добролюбова, Аксакова, Розанова, Мережковского, зарождение и развитие русского нигилизма и марксизма. Я постарался выделить только общие тезисы автора. ИсточникН.А. Бердяев о русской идее
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться